пятница, 16 октября 2015 г.

Совсем не скраповое, но ....кружевное.

           Здравствуйте, дорогие читатели.

Пока мне не скрапится... Гуляю по блогам, наслаждаюсь, изумляюсь, удивляюсь, поражаюсь... Много эмоций, переживаний смотреть Ваши творения, спасибо.
И здорово, что есть возможность делиться, знакомиться, общаться.
Сейчас в рамках СП "Кружевные облака"участницы выкладывают очередные свои шебби-шикарные работы. Там шик и нежность зашкаливают! А какие кружева!!!
 Вот и вспомнилось мне,  моё давнее ( советское)  прошлое, когда училась на художника-мастера по кружевоплетению(!). На " Мастерских"( так назывались  профильные практические занятия) садились за валики на подставках и плели кружево на коклюшках... Многие промыслы уходили в небытие, так что кое что мы успели застать. Например, в Ленинградской области есть такое место Кириши, там крепостные кружевницы плели кружево, Киришское. По мере невостребованности, промысел постепенно исчез. А в моем кружевном альбоме, кое что осталось.... Пришёл и его звездный час. И спасибо нашему проекту, что появился случай показать МОИ кружавчики, коклюшечные.
Этот показ я посвящаю моему педагогу по Мастерским,  Ботуновой Марье Петровне.
Она была нам, иногородним, как вторая мама. Незримо заботилась о нас и болела всей душой. Спасибо. Мы были её последним выпуском.
      Это первые страницы альбома, первое знакомство, первое свидание ( фотографий много).
      Дальше пойдут более сложные кружева. Сначала мы разрабатывали на миллиметровке, делали сколки, по которым затем плели.(  Здесь виден кусочек сколка, это часть моей дипломной работы ( все что осталось!) , блуза в народном стиле с применением ручного и машинного кружева... )



У нас были латунные булавки, коклюшки из бука ( на заказ делали),
Валики набивали опилками, настоящие набивали соломой .




Выдавали материал- лён, х/б нитки и другие , практически,  под расписку.











А здесь остался один сколок. Работу не вернули. Помню , придумала и разработала схему на раз-два, нашло вдохновение. 





По описанию. Количество коклюшек считалось по парно, а не поштучно.













По этому сколку был сплетен кружевной цветок, который я подарила  моей маме...
Когда я приезжала на каникулы, видела как она бережно хранила  его у себя,  на столике. 

































А это, тот самый сколок с рисунком , моя кружевная Лира.


Вот и все.
Спасибо за внимание.




38 комментариев:

  1. Рит, я в полном ауте!!! Это ТЫ САМА все делала?????Ничего себе....а ты молчала что умеешь делать шедевры!!!!!
    Это же невероятное умение, думаю сейчас такое никто не делает и не умеет!!!! Ты понимаешь что ты владеешь этим знанием почти как сокровищем?!!!!
    Невероятно!!!! Потрясающе!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тоня, это все в прошлом.... Тысячелетии!
      Ну, не зря же училась около пяти лет!
      Думаю, умельцы остались, может быть по индивидуальному заказу делается что то.
      Это штучная, трудоемкая работа. Сейчас, на потоке осталось в основном машинное кружево.
      Видела на выставках кружевные пелерины, туники ...сделаны очень грубо, не соответствуют цене.

      Удалить
  2. Ритаааа!!!Хочу к тебе на курсы! Это ж сокровища....Боже,красота то какая...Нет слов...пойду еще любоваться...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, спасибо.
      Любуйся на здоровье!
      Этот пост для неравнодушных.

      Удалить
    2. Здравствуйте elen и Рита. Я тоже выпускница этого же училища (выпуск 1999г.). Марью Петровну тоже чуть-чуть застала, она еще иногда приходила к нам на занятия (хотя уже сильно болела) - светлая ей память. Одна из моих учениц увидела ваш альбом и написала мне, так как я тоже им показывала свой альбом. Я уже несколько лет преподаю в Центре Рукоделия на Семеновской (Марины Забатуриной), так что если есть желание у Elen научиться этой красоте - милости просим. А вообще кружево не исчезло, летом 2014г. я ездила на 2-ой фестиваль кружева в Вологду, народу было много. Уровень работ был в целом высокий и по композиции, и по уровню мастерства, некоторые работы - так просто шедевры, со сложным и потрясающим цветовым решением и тонкостью работы. Так что ничего не умерло, есть мастерицы, есть желающие этому учиться!

      Удалить
  3. Я как будто бы в музей попала! Открывши рот сижу...
    Восторг! такого слова мало.....Брависсимо скажу!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лика, "как будто в музей попала"- это бальзам на душу, приятно.
      Значит, не зря.

      Удалить
    2. Нет,не зря! В жизни ничего просто так не происходит и всему свое время! Учеба длиною в 5 лет - точно не зря! Я в восторге и в шоке! До сих пор! Честно!Ведь с этим сокровищем и такими знаниями что-то делать надо!!!!!! Срочно!!!!!!! Бриллиант без оправы лежит....

      Удалить
    3. Ох, Лика, в тебе явно есть какие то организаторско-продюсерские способности! Если непротив, жду твоих предложений! А может ещё кто нибудь откликнется?
      Девочки, я всего лишь художник-прикладник , в прошлом.
      Через скрап, пытаюсь возродить себя...

      Удалить
    4. Спасибо!
      Вот она,душа художника где прорывается!
      Мне понравилось,как Татьяна Пятница написала...поискать связь в Германии и выйти с работами для продажи на их рынок?
      Может какие видео-МК написать...открыть свой канал ...скрап-сообщество подтянуть!
      В скрапе применять....как наплетешь маленьких снежинок...и с метелью они полетят по свету для Скрап-снежных королев!
      А может...буквы (слова)такие можно....я не знаю...но может попробовать....сплети слово BABY и т.д.
      Конфетку оформить для начала,пусть народ понесет в массы и раструбит....,что вот есть такие люди еще не свете!

      Удалить
    5. Лика, спасибо за участие! Столько интересного, просто, генератор идей!
      Практика давно давно в прошлом. Меня даже не пугает отсутствие материалов ( это дело наживное), но здоровье моё уже не то, чтобы часами плести по 1-2 см обычной ровной полоски, например ( да, и элемент творчества пропадает!). Сколки я могу проектировать и сейчас, осталось только найти кружевниц-сдельщиц, если будет интерес.
      По большому счёту, имитацию кружева можно добиться рисованием кружева, менее трудоёмким и затратным путём.

      Удалить
  4. Рита, какое кружево тончайшее и очень-очень красивое. Спасибо за историю, прочла с огромным удовольствием - и бережно хранимые образцы, очень трогательно.
    Не перестаю удивляться твоему многогранному таланту!!!! Ты такая молодец!!!! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Гулечка, очень приятно. Есть вещи к которым возвращаешься с трепетом в душе.
      Спасибо.

      Удалить
  5. А-АА! Рита, какая красотища!!! Шикарно, просто слов нет! Сижу с открытым ртом)))

    ОтветитьУдалить
  6. Огоооо!.... Рит!! вот это да! я в восторге! Красота то какая!!!
    меня всегда восхищали мастерицы, что умели плести на коклюшках. Я вот даже не пробовала.
    А ты что же, сейчас не вяжешь?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, в альбоме только кружево, ПЛЕТЁННОЕ НА КОКЛЮШКАХ.
      А вязанное-это другое, то же красивое, но другое.

      Удалить
  7. Ого-го, какие в тебе только таланты не кроются! Как жаль, что все мы что-то по жизни теряем, забываем, перестаем делать то, что когда-то умели...
    Я очень люблю смотреть документальные фильмы о процессах любого рукоделия, будь то гончарное искусство, резьба по дереву, выдувание стекла (там уж не только руки!), ковроткачество, да что угодно! И, конечно, видела кадры о кружевницах. Смотришь, и думаешь - как же можно разобраться с этими коклюшками, что за чем...Очень трудоемкий вид рукоделия...Тебе есть чем гордиться! Ты это делала!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мариночка, ты с таким интересом говоришь об этом! Тебе обязательно надо попасть в музей народного творчества и прикладного искусства. Меня тоже творческий процесс захватывает, в любом проявлении.

      Удалить
  8. Потрясающе, Рита! Потрясающе!!! береги этот альбом!!!!! то, что ты рассказываешь!... о боже!... сколько еще всего потрясающего так близко и так... далеко...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, берегу для потомков, это же живая история!
      Я сама с удовольствием окунулась в воспоминания! Выложила пару кружев в соцсетях с заголовком" Будучи студенткой, могла такое сотворить..." Мне ответила моя однокурсница :" Думаешь забыла? Уверяю, нет!", очень тронула её оценка.
      Спасибо!

      Удалить
  9. Ох! Это ж надо!!! Мне всегда подобные кружева, да и само мастерство кружевоплетения казались чем то заоблачным! :) Нереально! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анечка! Я благодарю счастливый случай, Ваш ( наш) СП, который дал мне такую уникальную возможность показать очень личное... И я читаю ваше трогательное отношение к увиденному, это так прекрасно, душевно до слез. Спасибо!

      Удалить
  10. Рита, как же хорошо, что ты вспомнила о такой красоте и показала. Это техника плетения чудесна и невероятно трудоемка. В Германии она существует, очень много мастериц , правда, в основном, пожилого возраста. Но сейчас и молодые интересуются, есть школы, курсы. Моя хорошая приятельница(немка) уже больше десяти лет этим занимается, много продает своих работ. Так что я не по наслышке знаю эту технику.Здесь два раза в год устраиваются весенние и осенние "базары", где мастера различных направлений(художественных) продают свои работы. И ещё плюс к этим базарам пасхальные и рождественские базары. В декабре будет такой базар и я поснимаю работы моей приятельницы и покажу. Она плетет не только салфетки и скатерти, но и 3Д работы. По-немецки эта техника называется Klöppeln. Можно задать в гугле и посмотреть, есть и видео на ютубе. Я когда смотрю у нее на эту груду палочек, перемешанных между собой и вижу, как она перебрасывает их туда-сюда, у меня в голове не укладывается, как можно всё это запомнить... И эти бесконечные иголочки, которые постоянно надо втыкать в этот барабан....оооооо уму не постижимо))). Ты такая молодец, что сохранила этот альбом, ему цены нет, а со временем - это вообще будет раритет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, именно твои старинные кружева натолкнули меня на этот нескраповый пост, спасибо. Я так рада, что поделилась с вами, дорогими мастерицами, творцами.
      Здорово, что кружевной промысел возрождается!!!
      А груда палочек- это коклюшки! В зависимости от породы дерева, они и звучат по разному во время плетения. Когда я на преддипломной практике была в Ельце на кружевной фабрике, зашла в цех , где разновозрастные девушки плели на коклюшках- это как улей, стоял коклюшечный гул! И они целыми днями плетут! Там работа не повременная, а сдельная! Очень трудоёмко!
      Танечка, спасибо, что рассказала про кружевную Германию, очень интересно. Как раз, впереди Рождество!
      С нетерпением жду фотоотчета. Что такое ЗД работы, не знаю. Если хочешь, можешь мне написать на fedulov.igor@inbox.ru
      Спасибо, за такой душевный отклик!

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    3. Рита, я имела ввиду вот такие работы http://www.kloeppelmaedel.de/galerie.htm

      Удалить
    4. Таня, посмотрела с удовольствием!!
      Там даже, сколки есть!
      Это кружево на коклюшках в современной интерпретации, любопытно!
      Такое кружево в современной одежде, допустим, не практично и не стильно в век урбанизации. Ну, если только применять , как сценический образ или на подиуме. Ручному кружеву на коклюшках, наверно сложно выжить. Это трудоёмко и дорого. Честно говоря, нынешнее положение вещей в данном народном промысле не знаю. Мне как то рассказывали, что наша легенда Людмила Зыкина делала кружевные заказы на свои сценические наряды. Она то могла себе позволить(!). Думаю, те оставшиеся фабрики кружевоплетения живут в основном за счёт мерного машинного кружева, менее трудоемкого и затратного.
      Таня, спасибо за интерес, очень приятно.

      Удалить
  11. Рита, это реально что-то заоблачное!!! И ты по-настоящему счастливый человек, что училась этому искусству!!! Главное, что знания ложились на благодатную почву... Из комментов не поняла, забывается такое знание или нет, или руки помнят ВСЕГДА? И если всё помнится, не тянет что-нибудь сделать сейчас? В молодости я мечтала научиться плетению, по случаю купила даже немецкий журнальчик, но... "на пальцах", без перевода, ничего не поняла) Ты счастливая, Рита!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо! По окончании училища я не практиковалось. С переездами растеряла все инструменты, хорошо альбом сохранился. Не знаю, смогла бы плести сейчас. Просто, у меня не было такой задачи ( и желания). Наверно, технологически могу спроектировать .

      Удалить
  12. Я, я неравнодушная!!! Читаю, какой отклик нашел твой рассказ у девушке, присоединяюсь ко всему сказанному! Сокровища....

    ОтветитьУдалить
  13. Я тоже училась у Ботуновой Марии Петровны

    ОтветитьУдалить
  14. Ох, ничего себе!!! Рита, да это же уникальное умение! Это вообще нечто потрясающее!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибооо, сама не верю, что прошла эту школу , около 5 лет!

      Удалить
  15. У меня тоже сохранился такой альбом с образцами.Даже бумага в альбоме такая же.У нас только большие образцы забрали.

    ОтветитьУдалить